Avatar
Митрохина Анастасия Хайдаровна

Кандидат юридических наук

Инвест Консалт Системс

11 статей

ДТП на участке дороги подрядчика

Как ни банально звучит, ДТП на дороге – совсем не редкое явление.

Обычно мы привыкли считать, что это проблема участников ДТП. Однако с юридической точки зрения еще одним участником является лицо, осуществляющее содержание автомобильной дороги, т.к. именно на него возлагается обязанность по обеспечению надлежащего состояния дороги (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Таким лицом может быть как лицо, заключившее самостоятельный контракт на содержание определенного участка автодороги, так и лицо, осуществляющее ремонт дороги.

В силу п. 7.1.6 «Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 №ОС-28/1270-ис), организация, осуществляющая работы по ремонту, дороги должна предпринять все должные меры по обеспечению безопасности дорожного движения. На участках дорог, где осуществляются ремонтные работы, должны быть установлены «знаки внимания водителя»: временные дорожные знаки, сигнальные фонари, ограждающие и направляющие устройства, делают временную разметку проезжей части, а в необходимых случаях устраивают объезд ремонтируемого участка.  Для ограждения используются следующие материалы: ограждающие щиты, штакетные барьеры, стойки, вешки, конусы, шнуры с цветными флажками, сигнальные огни. Кроме этого, необходимо согласовать все изменения дорожного движения (схемы организации движения, ограждения мест работ и сроки проведения работ) с руководителем дорожной организации, а также с органами ГИБДД.

Это минимальный перечень действий, которые нужно совершить для обеспечения безопасности движения. 

Эксплуатационное содержание дороги должно отвечать требованиям, отраженным в ГОСТ Р 50597-93. «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221). Отдельными ГОСТами и правилами могут устанавливаться специальные требования к тем или иным мероприятиям.

В соответствии с процессуальными нормами лицо, которое участвует в деле обязано доказать обстоятельства своих требований и возражений, на которые оно ссылается (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса и 65 Арбитражного процессуального кодекса). При этом, если подрядчик ссылается на свое добросовестное поведение, именно ему придется доказать выполнение всех вышеуказанных мероприятий, а также иных требований, направленных на предупреждение возможных ДТП.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и п. 11 и 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г.) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. По делам о возмещении убытков именно на истце лежит обязанность по доказыванию оснований, что ответчик является лицом, вследствие действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность, установленная названной нормой, наступает при совокупности условий, включающих наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, подтверждение размера причиненного вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

Наличие вреда, как следует из вышеприведенных цитат из АПК и ГПК, должен доказать потерпевший. Также ему придется доказать, что именно конкретный подрядчик отвечает за обеспечение безопасности на соответствующем участке дороги (последнее не сложно, государственные органы в своих письмах обычно такую информацию предоставляют, а в случае ремонта достаточно просто ознакомиться с информационным щитом, на котором указано наименование подрядчика).

Соответственно, первое, что нужно доказать подрядчику при решении вопроса об ответственности подрядчика, это отсутствие его вины, т.е. соблюдение им всех требований законодательства по содержанию дороги.

В соответствии с п. 1.4 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (утв. ФДС РФ 29.05.1998) (далее также – Правила), для составления акта обследования дорожных условий на месте ДТП, которые стали причинной данного ДТП, выезд осуществляет представитель дорожной организации и работник Госавтоинспекции. Целью акта обследования является определение характеристик дорожных условий на момент совершения ДТП. При определении наличия в месте ДТП дорожных условий, сопутствующих возникновению ДТП, следует руководствоваться характеристиками дорожных условий, указанными в Приложении 2 данных Правил и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, форма которого утверждена Правилами, в котором отражаются характеристики дорожных условий является результатом осмотра места ДТП. Данный акт должен быть подписан представителями дорожно-эксплуатационной организации, представителями Госавтоинспекции и других организаций.

Таким образом, в случае, если ДТП произошло на Вашем участке дороги, во-первых, необходимо проследить за правильностью составления данного акта. Впоследствии (например, во время судебного разбирательства о возмещении вреда, причиненного ДТП) с ним будет спорить уже затруднительно. Поэтому в случае несогласия с выводами, сделанными в таком акте, желательно сразу же написать свои возражения. Если же подготовка возражений требует времени, то можно ограничиться лаконичной фразой: «С выводами, изложенными в акте не согласен, обоснование возражений будет представлено дополнительно». Только затягивать с предоставлением таких выводов не стоит.

Кроме того, как подчеркивается судебной практикой, определение вины для целей гражданско-правовых отношений дано в абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ, согласно которому лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В силу этого, если доказать, что выполнены все обязанности, возложенные на подрядчика действующим законодательством, но ДТП все же произошло, то оснований для признания виновным подрядчика все же не будет. Например, если ДТП произошло в результате гололеда, но будут подтверждения, что все мероприятия по обработке дорожного покрытия противогололедными материалами были надлежаще выполнены, то есть основания заявлять о невиновности подрядчика. Важно только не забывать о доказательственной базе.

Говоря о причинно-следственной связи между причиненным вредом и противоправным поведением, надо учитывать, что не всегда даже допущенные нарушения являются истинной причиной ДТП. В ряде случаев виновником ДТП может быть не обслуживающая организация, а собственно водитель. 

Зачастую, в делах о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП, водители ссылаются на то, что в отношении них не было возбуждено дело об административном нарушении. Только при этом иногда «забывают», что не все нарушения правил дорожного движения (ПДД) влекут за собой привлечение к административной ответственности. 

Руководствуясь п. 10.1 ПДД, «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения». Для выполнения требований Правил водитель должен контролировать скорость движения, чтобы иметь полный контроль за движением транспортного средства.  Ели возникнет опасность при движении, водитель должен незамедлительно предпринять все необходимые меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Нарушение данного требования не влечет за собой административную ответственность, однако может свидетельствовать о невиновности подрядчика, если будет установлено, что ДТП можно было избежать, просто соблюдая должный скоростной режим. Т.е. если в районе места ДТП ведутся ремонтные работы, установлены знаки ограничения скорости и знаки, информирующие о производстве ремонтных работ, что само по себе требует особого внимания и должной осмотрительности от водителя, однако необходимые меры предосторожности не были предприняты водителем, то говорить о вине подрядчика также будет сложно.

Однако факт нарушения водителем ПДД должен быть надлежаще зафиксирован сотрудником ГИБДД. 

Таким образом, соблюдение скоростного режима, дистанции, взаимоуважение водителей и дорожных служб помогут сократить количество ДТП. Безаварийных ситуаций Вам на дорогах!

Иллюстрация ← Предыдущая статья

Особенности определения цены в договоре строительного подряда

Иллюстрация Следующая статья →

Несчастный случай на строительном объекте: порядок действий. Часть II

Связаться с нами

Специалист перезвонит в течение часа и ответит на все вопросы