Действующие законодательство достаточно жестко регламентирует взаимоотношения сторон, связанные с исполнением госконтрактов, в частности вопросы ответственности сторон за нарушение существенных условий госконтракта. В рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) законодатель обязывает Заказчика направлять в территориальные подразделения ФАС России информацию о подрядчике (исполнителе) для включения его в реестр недобросовестных поставщиков («черный список ФАС») в случаях расторжения госконтракта по решению суда или в одностороннем порядке при условии существенных нарушений контракта.
Последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков:
- отсутствие возможности участия компании в государственных и муниципальных закупках в течение двух лет;
- ряд госконтрактов предусматривает дополнительное условие для одностороннего расторжения уже заключенных госконтрактов в случая включения в такой список.
Что же необходимо сделать, чтобы не попасть в черный список ФАС?
- Исходя из ч. 2. ст. 104 Закона №44-ФЗ включение в реестр недобросовестных поставщиков возможно только при расторжении госконтракта по требованию заказчика или заказчиком в одностороннем порядке. Таким образом, если стороны смогут договориться о расторжении госконтракта по соглашению сторон, то де-юре основание для внесения в черный список ФАС будет отсутствовать.
- Стоит отметить, что не все случаи можно признать односторонним требованием Заказчика о расторжении договора. Согласно ст. 715 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК) Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения условий госконтракта до сдачи работ по договору (Определение ВАС РФ от 01.09.2010 №ВАС-11353/10 по делу №А40-81577/08-138-632, Постановление ФАС Московского округа от 01.09.2011 №КГ-А40/7166-11-П по делу №А40-169524/09-134-1046). Таким образом, если заказчик решит в одностороннем порядке отказаться от исполнения госконтракта в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязанностей после направления актов выполненных работ заказчику, даже при условии нарушения сроков выполнения работ, ему это сделать не удастся. В связи с этим, такой случай не может рассматриваться, как основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Что же касается вопроса наступления обязанности ФАС включить компанию в реестр недобросовестных поставщиков. В рамках Законом №44-ФЗ не предусмотрено оснований освобождающих заказчика от обязанности проинформировать территориальное управлении ФАС об одностороннем расторжении госконтракта. В течение 10 рабочих дней после получения извещения от заказчика ФАС обязан произвести проверку предоставленной информации и фактов. В случае подтверждения данной информации ФАС обязан в течение 3 рабочих дней внести компанию в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако данные сроки могут быть увеличены, в случае рассмотрения аналогичного дела одновременно судом и антимонопольным органом. Судебная практика рекомендует антимонопольным органам не рассматривать односторонний отказ от договора на обоснованность до момента вступления в силу судебных актов (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.12.2015 №Ф04-25727/2015 по делу №А45-5248/2015, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 №15АП-21061/2016 по делу №А53-25061/2016).
К сожалению, действующим законодательством не предусмотрено такое основание для приостановления сроков проверки. Тем не менее, в данном случае может применить аналогию закона, которая в соответствии с положениями п.3. ст. 47 Федерального закона РФ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» предоставляет комиссии право приостановить рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на срок рассмотрения дела судом другого дела, которое затрагивает интересы рассматриваемого дела. Данный взгляд, по нашему мнению, представляется уместным, так как рассмотрение вопроса о включение в черный список ФАС относится к сфере реализации публичных контрольных полномочий антимонопольного органа в аналогичных уже рассматриваемых судом правоотношениях и способствует избежать риска принятия двумя государственными органами противоречащих друг другу решений. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.08.2015 № Ф10-1392/2015 по делу № А14-16527/2014).
При этом стоит отметить, что завидной регулярностью ФАС игнорирует сложившейся в судебной практике подход, и рассматривают дела параллельно с судами. Однако, исходя из нашей практики, антимонопольные органы все равно подстраховываются поэтому, не приостанавливая проверку официально, они просто назначают рассмотрение дела на несколько дней позже, чем судебное заседание.
Подводя итоги, отметим, на что надо обратить внимание подрядчику при досрочном расторжении госконтракта:
- Постарайтесь урегулировать ваши споры с заказчиком мирным путем, согласовав условия соглашения о расторжении договора.
- Одностороннее расторжение контракта заказчиком после направления ему акта выполненных работ не допускается, даже если такой акт был направлен за пределами установленных контрактом сроков выполнения работ.
- В случае оспаривания рассмотрения вопроса о расторжении контракта (в том числе законности его расторжения заказчиком) судом, территориальный орган ФАС не должен рассматривать вопрос о включении подрядчика в реестр до момента вынесения вступившего в законную силу решения во избежание принятия двумя государственными органами противоречащих друг другу решений.
Авторы: Анастасия Митрохина, заместитель генерального директора, к.ю.н.
Виталий Слепак, руководитель практики по работе с юрлицами, к.ю.н.
Компания «ИнвестКонсалт Системс», г. Москва